Использование высокопрочных бесшовных Геосвай при строительстве дороги Р-260 «Таврида» в Крыму

18 марта 2020

Модернизировать дорожную сеть было решено в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года». Одной из автомобильных дорог, построенных по данной программе стала Р-260 «Таврида», соединяющая города Керчь и Севастополь.

В ходе четвертого этапа строительства при формировании проектного продольного профиля дороги в районе деревни Зуя была обнаружена карстовая пещера возрастом не менее 1,5 миллиона лет.
Пещера была обследована спелеологами и в ней были обнаружены скелеты различных древних животных, поэтому вопрос возможности ее засыпки был сразу закрыт.

По поручению главы Крыма Сергея Аксенова для рассмотрения предложенных технических решений была создана специализированная рабочая группа. Результатом оценки предложенных вариантов стал выбор решения с железобетонной распределительной плитой, лежащей на 85 (в других источниках 95) буронабивных сваях.

Однако даже такое, казалось бы, стандартное и отработанное решение в данной ситуации требовало доработки. Известняковое сложение стен пещеры и основания автомобильной дороги было прорежено крупными трещинами и порами, что обусловило две дополнительные проблемы: значительный перерасход бетона и возможность его попадания в пещеру. В стандартной строительной практике данные проблемы решаются при помощи оставляемых в грунте обсадных труб, однако их доставка на объект создала бы дополнительную нагрузку на и так сильно перегруженные в туристический сезон дороги полуострова. Проектной организацией было предложено альтернативное решение: использование высокопрочных бесшовных геосинтетических рукавов. Прочность рукава была подобрана специально под максимальную нагрузку от столба бетона.

  • Геосвая «ТЕХПОЛИМЕР» — бесшовная тканая цилиндрическая геоболочка с радиальной прочностью до 1000 кН/м, выполненная по круглоткацкой технологии с применением высокопрочных полимерных нитей.

До недавнего времени на территории России не было производства подобного материала. Однако, следуя государственной программе импортозамещения, ГК «ТехПолимер» открыла производство тканых геосинтетических рукавов на территории своей производственной площадки в городе Узловая. Материал получил название геосвая.

Применение геосвай позволило решить логистическую проблему: для доставки потребовалась только 1 машина вместо 35–40 и отпала необходимость сваривать между собой секции труб, что позволило дополнительно сократить строительные расходы. Потребовалось добавление только одной технологически простой операции: надевание рукава на арматурный каркас.

До того, как геосваи были доставлены на объект, подрядчиком было залито 3 сваи напрямую в грунт без каких-либо обсадных труб и рукавов. Перерасход смеси составил более 65% от геометрического объема скважины.

Для проведения шефмонтажа, обучения сотрудников и контроля процесса монтажа в компанию подрядчика был направлен специалист компании «ТехПолимер». Изначально наибольшие трудности возникли на этапе надевания рукава на арматурный каркас, но вскоре за счет оптимизации состава звена и выбора наиболее оптимального метода проведения монтажа получилось сократить затраты времени в 2,5 раза. После устройства нескольких свай с применением рукава появилась возможность собрать статистику о расходе цементной смеси: перерасход составил не более 7%, что объясняется растяжением рукава под давлением бетона. После устройства свай в районе створа пещеры было проведено спелеологическое обследование стен и потолка: проникновения цемента обнаружено не было.
Каждая третья свая была подвергнута контрольным статическим испытаниям: отличия несущей способности геосвай от контрольных свай без рукава обнаружено не было. Геосваи успешно прошли проверку.

Как показывает практика, применение современных технологий в дорожном строительстве — ключ к решению самых сложных конструктивных задач, особенно когда на кону стоит сохранение исторических и природных памятников.

  • Геосваи применяются для устройства вертикальных песчаных, щебеночных и буронабивных свай в качестве системы укрепления слабых грунтовых оснований, а также в карстовых районах.

Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.