Новым продуктам – грамотный потребитель

21 июля 2021

Григорий Левашов, к.т.н, директор Центра трансфера технологий ФГБОУ ВО «СибАДИ»;

Ольга Маланкина, главный эксперт Департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ

Современное дорожное строительство является одним из центров концентрации достижений научной и конструкторской мысли. Дорожники используют передовые технологии, материалы и оборудование. Чтобы угнаться за техническим прогрессом, им приходится учиться практически на протяжении всей своей профессиональной  деятельности.

Помочь специалистам дорожной отрасли повысить  профессиональный уровень, овладеть новыми знаниями, освоить актуальные навыки с максимальной эффективностью и минимальными временными затратами помогают образовательные  программы,  которые  готовят ведущие  технические  университеты страны.

Одним из важных направлений в этой деятельности становится подготовка кадров для работы с инновационными материалами, например геокомпозитами, востребованность в которых в дорожной отрасли растет. Они применяются для решения таких сложных задач, как использование некондиционных грунтов для возведения элементов автомобильных дорог, усиление армированием слабых оснований, противоэрозионная защита откосов насыпей.

Однако, несмотря на активное внедрение передовых высокотехнологичных композитных материалов, до сих пор не преодолена проблема их ненадлежащего применения. Причина такой ситуации – нехватка опыта у специалистов, проектирующих, строящих или ремонтирующих автомобильные дороги. Это приводит к дискредитации самой идеи внедрения новых продуктов, в том числе и дорожной геосинтетики. Ведь   их   применение   неквалифицированным персоналом не дает результатов, заявленных предприятиями, где они были разработаны и произведены. Как следствие, создается устойчивое мнение, что их приобретение – пустая трата денег, которые можно направить на другие, более понятные цели.  Именно поэтому ряд производителей и проводит семинары для работников дорожной сферы. Но такой формат пока, скорее, имеет цель добиться выполнения их собственных корпоративных планов продаж, а не реального повышения  уровня  знаний дорожников о новой продукции и обучения навыкам ее применения в практической деятельности.

Одновременно бизнесу доступны различные формы финансовой поддержки в создании и выпуске новых  продуктов  и   технологий. Для целей маркетинга предлагается много курсов и тренингов, сфокусированных на профессиональном развитии специалистов отделов продаж. Однако и при таком формате взаимодействия конечный потребитель, которым и является  дорожник,  нередко  остается  в «слепой зоне»: он мало знает о новых разработках, их преимуществах, не доверяет им, не умеет их использовать. Инструментов, позволяющих решить эту проблему, немного. Можно в связи с этим привести высказывание директора департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций ФИОП Станислава Нисимова, который отметил, что при разработке образовательной программы как маркетингового инструмента выявляются дефициты информированности и образовательные потребности потенциальных клиентов – лиц, принимающих решения или влияющих на принятие решений о приобретении продукта.

Среди российских институтов развития у Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) РОСНАНО есть предложение, как снять вопрос непонимания и неумения использовать отечественные высокотехнологичные  продукты. Эту задачу можно решить путем организации полноценного повышения квалификации потенциальных потребителей, сочетающего теоретическую   подготовку и практический блок занятий. Как образец реализации подобного подхода можно привести в пример запрос крупнейшего российского производителя геосинтетических материалов красноярской ГК «ТехПолимер», под который в 2020 году ФИОП запустил проект по созданию программы повышения квалификации работников дорожной отрасли с обучением их эффективному применению композитных геосинтетических материалов в конструкциях автомобильных дорог. Центром консолидации усилий участников этого проекта стал Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), обладающий научными наработками в этой области и привлекший к проекту специалистов ГК «Автодор».

Содержание программы ориентировано на развитие недостающих компетенций специалистов служб заказчика строительства и  ремонта автомобильных дорог, а также компаний, выполняющих строительство автомобильных дорог, и сотрудников проектных организаций. Ее особенность – модульная структура, позволяющая выровнять представление о геокомпозитах, для сокращения времени отрыва от основной работы этот курс дается в онлайн-формате, и затем в рамках индивидуальных образовательных треков развить нужные профессиональные знания и опыт применения инновационных материалов на объектах трудовой деятельности обучающегося. В пилотной группе прошли обучение специалисты шести организаций, выполняющих работы по проектированию или строительству автомобильных дорог из Омска, Новосибирска и Москвы.

Руководитель направления транспортной инфраструктуры ГК «ТехПолимер» Алексей Адъякимов, комментируя значение программы для повышения квалификации сотрудников компании и улучшения взаимодействия с предприятиями автодорожной отрасли, отметил, что участие в таком образовательном проекте позволило выйти на качественно другой уровень отношений с потенциальными партнерами. Основной прирост, подчеркнул он, был достигнут за счет повышения квалификации и компетентности специалистов партнерских компаний, использующих материалы производства ГК «ТехПолимер», а полученные знания позволили качественно применять геокомпозитные продукты с фактическим увеличением жизненного цикла конструкций автомобильных дорог.

Высоко оценили проект и специалисты ГК «Автодор». Заместитель председателя Правления по эксплуатации и  безопасности  дорожного движения ГК «Автодор» Игорь Астахов в приветственном слове к участникам VII Международной научно-практической   конференции «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог» охарактеризовал разработанную программу как одну из значимых инноваций 2020 года. А для подготовки заседания Межведомственной рабочей группы по техническому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию компанией направлен доклад, подчеркивающий, что, как отмечено в этом документе, данная «образовательная программа является одним из основных мероприятий по внедрению инноваций в области геосинтетических материалов, а сам механизм взаимодействия между ГК «Автодор», Фондом инфраструктурных и образовательных программ и СибАДИ заслуживает статуса «Наилучшая практика взаимодействия с вузами».

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ

Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.